Еще десять лет назад основными кровельными материалами были шифер, рубероид, толь и смола. В отдельных случаях применялся еврорубероид на основе стеклоткани и смолокаучуковой композиции, позволяющий положить более-менее качественную мягкую кровлю с отличной гидроизоляцией.
Революцию в кровельном деле сделал обычный оцинкованный металл, специальным образом спрофилированный и обработанный полимерным составом. Толщина металла листа профнастила редко превышает 0,8 мм.
Преимущества профнастила
Главное достоинство материала – минимальный вес при высокой жесткости и прочности, которые обеспечиваются штампованными продольными ребрами жесткости высотой от 10 до 30 мм. Стандартная ширина листа 100-110 см, длина 2 метра, в отдельных случаях может достигать 6 метров, в зависимости от предполагаемой конструкции и размера кровли. В случае изготовлениея односкатных крыш с большим углом наклона мастера стараются уменьшить количество укладываемых листов профнастила, что значительно дешевле и менее трудоемко.
Металл профнастила тонкий и мягкий, что позволяет ему при укладке легко прогибаться в поперечном направлении и входить в зацепление с соседними листам крайними ребрами, отчасти перекрывая их подобно рыбьей чешуе. Таким образом, при укладке создается очень прочное, жесткое и одновременно гибкое металлическое составное покрытие.
К основе профнастил крепится специальными оцинкованными шурупами (саморезами) с полимерной прокладкой-уплотнителем. Для предупреждения возможного затекания влаги под стык листов укладку осуществляют «черепичным» способом, с нахлестом нижнего края верхнего листа на верхний край нижнего. В случае, если наклон крыши очень мал, в местах стыковки листов дополнительно применяют мастичную или смоляную гидроизоляцию.
Зимой, при накоплении снега и льда, в отличие от рубероидного шероховатого покрытия, снежная «шапка» соскальзывает с поверхности профнастила даже при минимальных углах наклона ската крыши. Благодаря такому эффекту давление на крышу, способное достигать десятки, а то и сотни килограммов на метр квадратный, значительно уменьшается и не превышает 15% от классического шиферного варианта.
Оцинковка металла дает 20-летнюю гарантию от коррозии. Полимерное покрытие создает прекрасный внешний вид, не теряющий яркости красок в течение многих лет. Как правило, торгующие организации и фирмы имеют в арсенале широчайший выбор цветов и оттенков, позволяющих удовлетворить самого требовательного покупателя. Атмосферные осадки, мороз и солнечное излучение практически не влияют на характеристики профнастила при правильной его укладке.
Как уложить профильные листы самому
Как любой другой кровельный материал профнастил, несмотря на высокие механические прочность и жесткость, не сможет самостоятельно образовать скат крыши. Для этого ему необходим жесткий и прочный стропильный каркас-основа из металлического профиля, деревянного бруса или железобетонных балок.
Например, для изготовления легкого открытого навеса для автомобиля можно использовать деревянные балки из бруса длиной 3-4 метра, до 70 мм толщиной.
- Из бруса собирается прямоугольная рама, которая устанавливается на опорные балки из металлических труб, диаметром до 100 мм. Подобная рама усиливается продольными и поперечными 40 мм ребрами с шагом в 0.5 метра.
- Металлические опорные балки бетонируются в землю в строго вертикальном положении, на глубину до 0,5 метра. На момент бетонирования верхние концы металлических опор из труб электросваркой связываются между собой в коробку дополнительным металлическим уголком №50.
- На полученный металлический каркас устанавливается деревянная рама. На выполненных ребрах жесткости шуруповертом и саморезами, внахлест, с зацеплением ребрами жесткости укладываются листы профнастила. Крепление к деревянным стропилам делаются через каждые 25-30 см двумя параллельными линиями.
Края листов по периметру рамы крепятся к телу конструкции дополнительным крепежом для усиления жесткости конструкции. Естественно, рама устанавливается с наклоном в сторону наиболее удобного стока и отвода потока воды во время дождя.
- Для тех, кто любит профессиональный подход в строительстве, фирмами выпускаются комплекты «сделай сам», включающие все необходимые балки, опоры, крепеж и т.д для сборки определенного объекта – козырька крыльца, навеса для автомобиля и т.д. Из такого набора достаточно просто самостоятельно собрать настил или козырек для крыльца.
Универсальный материал
В массовом порядке профнастил используется для изготовления самых разных емкостей, загородок, различной тары, контейнеров и заборов из профнастила. Неоднократно способные на выдумку мастера умудрялись изготавливать беседки и садовые домики, коробки и емкости для хранения сена и овощей, даже собирать малые архитектурные формы (киоски) для работы на стихийных рынках в летнюю пору года.
Как часто бывает с удачными материалами, профнастил получил такую бешеную популярность, что из этого материала на сегодняшний день изготавливают практически 99% всех крыш, за исключением плоских промышленных вариантов, допускающих регулярные перемещения работников предприятия по крыше.